+7 (495) 640-46-48

Главная Пресс-центр Статьи и отзывы Может ли пространство быть творческим?

Может ли пространство быть творческим?

Что такое пространство

Слово «пространство» на уровне повседневного восприятия интуитивно понимается как место, в котором возможно движение, различное расположение объектов по отношению друг к другу, отношения близости-дальности, как арена событий и действий, универсально содержащая все места и вмещающая объекты и структуры.

Иногда пространство в значительной мере определяет сущность происходящих в нем событий. (Википедия).

Почему меня волнует пространство

Коммуникации людей в определенном пространстве, длительность нахождения в нем, возможность что-то творить и создавать, желание возвращаться в комфортное интересное место – все это давно занимает мой ум. 

Слово пространство прочно засело у меня в голове, когда я впервые побывала в Лондоне в марте 2012 года вместе с курсом дизайн-менеджеров Британской высшей школы дизайна. А если точнее, то когда мы побывали в новом лондонском офисе Google.

Офис поразил меня тем, что решения офисных пространств компании Google сочетают в себе национальный колорит страны пребывания. Значительная часть поверхностей сделана из экологически чистые переработанных материалов. Цветовая палитра решена в корпоративных цветах Google, повсюду много уютных местечек, есть зоны как для командной работы, так и для приватных встреч и телефонных переговоров, что способствует раскрытию творческого мышления сотрудников и позитивного отношения к компании в целом.

Почему нужно создавать пространство для творчества

Именно после посещения офиса Google в Лондоне я всерьез задумалась о необходимости создания правильного рабочего пространства для человека.

Что нам может помочь соответствовать вызовам окружающего мира в начале 21 века?

Ведь нам приходится решать непростые задачи, как внутри своей страны, так и за ее пределами. Необходимо разрабатывать стратегии развития, которые позволили бы раскрывать творческий потенциал всех тех, кому предстоит иметь дело с культурными, экономическими, социальными и технологическими изменениями, наполняющими нашу жизнь.

По мере того, как экономические системы разных стран мира становятся все более конкурентоспособными и продуктивными, экономический успех все больше определяется творческой изобретательностью и мастерством.

Почему важно творческое мышление в 21 веке

Импульс, лежащий в основе экономического успеха, обнаруживается в цепочке создания добавленной стоимости намного раньше – в акте творческого воображения, благодаря которому создается новый продукт или услуга.

Затраты на рабочую силу далеко не столь важны, как творческое мышление. Иными словами, постановка серийного производства – не такое уж трудное дело, а потому и не такое ценное.

«А вот порождение высококлассной творческой идеи – дело намного более трудное, а потому крайне ценное» (Джон Ньюбайджин «Введение в креативную экономику», Британский Совет, отдел креативной экономики, ООО Издательство  «Креативная экономика», 2011.

Где живет творчество  

Творческий дух и атмосфера живет в творческой индустрии: в архитектурных бюро, в дизайн — студиях, в рекламе, в народных промыслах, в моде, киноиндустрии, в производстве компьютерных игр, в музыке, в издательском деле, в телевидении и радио.

Но в 21 веке границы творческой индустрии все время сдвигаются. Творчество начинает проникать в корпоративные офисы больших и маленьких компаний. Уютнее всего творчество чувствует себя в обстановке,  в которой создана весьма комфортная и мотивирующая среда для появления, новых технологических и прорывных идей, развития стартапов, развития инноваций.

Примером тому служит хорошо всем известная Кремниевая долина в США, офис Facebook. Говорят, что офис Facebook — один из лучших в Кремниевой долине. Также офисы Google, Yandex, Pixar.

Офис Facebook в Кремниевой долине.

 

Офис Google в Лондоне.

Что движет эволюцией офисного пространства

Стремительное развитие мировой экономики, рост мировых брендов, цифровых технологий, новых возможностей получения высшего образования, повышенные запросы к убывающим природным ресурсам, нуждаются в коммуникации, поэтому корпоративная среда играет очень важную роль в эффективности достигаемых соглашений.

Как обустроить творческое пространство для своего бизнеса, чтобы он жил и устойчиво развивался долгие годы?

Принципы «селекции» нужного пространства для бизнеса

Во-первых, нужно глубоко изучить планируемые или существующие рабочие процессы, привычки служащих и офисные потоки, чтобы сделать наилучший выбор для удовлетворения именно ваших уникальных запросов. И здесь можно использовать инструменты дизайн-мышления, помогающие грамотно провести исследования и наблюдения в офисе.

Помимо рационального зонирования, которое позволяет логически связать подразделения для удобного взаимодействия, специалисты все чаще обращают внимание на «гибкие» рабочие места.

Подобные пространства позволяют минимизировать расход за счет трансформации помещения под различные цели. Особое значение в будущем представляют залы для конференций, тренингов или симпозиумов, так как эпоха глобализации задает высокий темп для принятия решений, поэтому на первый план выходит понятие командной работы в комфортных условиях. 

           Во-вторых, рассматривать архитектурное пространство не только как физическое место, а влияющего на сознание человека и раскладывать на несколько измерений: социальное, познавательное, эмоциональное, технологическое и пр.

        Гармоничное сочетание всех этих измерений позволяет создать социальную систему, культивирующую и поддерживающую творческие процессы, обмен знаниями, рождение новых идей. Основателем данного подхода является генеральный директор компании LivingCore Томас Фанднайдер, который проектировал офисы компании Google в Цюрихе, пространство Венского Университета и др.

В-третьих, нужно избегать перенасыщенности пространства офиса различными архитектурными и интерьерными решениями, не учитывающих основных аспектов жизнедеятельности человека.

Каждый метр площади должен работать на благополучие компании, привлекать, вовлекать и развивать сотрудников, создавать возможности для удаленного сотрудничества и гибких рабочих мест – работа в любой точке офиса/ страны/ мира.

 

Горячие тренды «офисной эволюции»

В топе – использование цифровых технологий в обустройстве пространства для командной работы сотрудников.

Компания Стилкейс (http://www.steelcase.ru) предлагает решения, встраиваемые в Web-сервер, помогающие искать и бронировать переговорные комнаты с любого компьютера, подключенного к Интернету (система RoomWizard II). Система синхронизируется с Microsoft Outlook, Lotus Notes, или любой другой календарной системой.

Это решение теснит следующее – сочетание мебели и медийного решения. Разработка позволяет сотрудникам связываться друг с другом и совместно работать, повышая производительность и инновационность (решение media:scape).

Важным моментом в командной работе на проекте или в обучении является простота работы с информацией и упаковка ее в удобный электронный формат. Можно использовать Smart Boart или ēno производства PolyVision — это уникальная интерактивная доска. Сочетает удобство и простоту традиционной маркерной доски с магнитной поверхностью, и интерактивные возможности: отсутствие шнуров, проводов и дорогостоящих работ по установке.

Сегодня как никогда популярны различные рабочие поверхности, на которых можно писать. Эти поверхности покрыты IdeaPaint специальной запатентованной технологией окрашивания 21 века – новое дизайнерское решение для работы с персоналом компаний.

Данный продукт внедряет новый способ коммуникации современного общества.

                                                               Стены в аудиториях Сколково                                    

Также это покрытие можно использовать дома, в школе, в вузах и на работе. Ряд стен офисов Google, Yandex, аудитории в Сколково, стена в аудитории для занятий по дизайн-мышлению в Британской высшей школе дизайна покрыты IdeaPaint. На них можо писать маркерами, рисовать, делать заметки, чертить и без труда все стирать, не оставляя следов. При проведении семинаров, лекций, и иных презентационных мероприятий, магнитно-маркерная поверхность становится превосходным инструментом, позволяющим продемонстрировать аудитории быстрые заметки, рисунки, наброски, графики. www.ideapaint.com

Крупные компании при проведении корпоративных образовательных мероприятий начинают активно использовать визуальное мышление, когда сложный сухой контекст преображается в яркие визуальные образы.

Визуализация на форуме SAP (апрель 2012), Проектная лаборатория Wonderfull

И в этом компаниям помогает Проектная лаборатория Wonderfull, созданная в Британской высшей школе дизайна из преподавателей, выпускников и студентов.  www.wonder-full.ru

 

Многие компании стали уделять большое внимание освещению в офисе. Свет создает настроение и эмоции и влияет на наши биоритмы. Чтобы понять это влияние, необходимо знать некоторые факты из физики, физиологии, неврологии и психологии света.

Человеческое восприятие сильно зависит от выбора источника света и его свойств, а именно от цвета излучения и цветопередачи. Компания Solo Office Interiors представляет на нашем рынке огромное разнообразие световых решений для офиса и города.

И «светлое будущее» вашего офисного пространства может наступить уже сегодня с помощью грамотных и эффективных предложений компании. http://www.solo.ru/ru/news/458.html

 

Так что же может помочь сделать пространство творческим?

Устроить пространство вашего офиса, так как вам нравится. 

Архитектура вашего офисного пространства должна обеспечивать сотрудникам идеальную рабочую обстановку как на функциональном, так и на эмоциональном уровнях.

И тогда ваше офисное пространство станет местом, где «любит селиться серое вещество, для того, чтобы затем остаться и процветать».

 

Татьяна Бубличенко

партнер Проектной лаборатории Wonderfull,

Генеральный директор Design studio Time&Space